21/02/19
Аварийный комиссар М-11 рассказывает о своей работе

«Когда все идет не «по плану», я знаю, как с этим справиться»

Кто-то думает, что они – сотрудники ГИБДД, а кто-то – что страховые агенты. Но все же многие знают, что на самом деле аварийные комиссары – это специально обученные люди, которые помогают в любой ситуации на скоростных дорогах. Абсолютно бесплатно. За это их прозвали «желтыми ангелами». Правда, сами они скромные, и не говорят о своих заслугах. Но о том, чему учат будущих аварийных комиссаров, как устроен план их действий при непредвиденной ситуации, а также кого они сами зовут на помощь, рассказал аварийный комиссар ООО «ОССП» Алексей Тимаков. 

Из «вторых» пилотов – в основные 

- Что входит в обязанности аварийного комиссара? 

- Главное, за что отвечает аварийный комиссар на скоростной дороге – безопасность. Чтобы ее обеспечить, мы проводим плановые (и внеплановые) объезды вверенных нам участков платной дороги. 

Мы приходим на помощь людям, попавшим в непредвиденную ситуацию. Кому-то может стать плохо за рулем, кто-то попал в ДТП, а другой – просто потерялся. Аварийный комиссар всегда покажет дорогу, вызовет необходимые спецслужбы, организует движение – выставит знаки и ограждение на месте аварии, проинформирует других водителей о происшествии, довезет до заправки, поможет справиться с мелкой поломкой. 

- Этому где-то учат? Или сразу допускают к работе? 

- Сразу на дорогу новичка никто, конечно, не выпустит. Когда будущий аварийный комиссар только приходит в компанию, он проходит обязательную подготовку. Она состоит из теоретической и практической частей – лекции и стажировки.

Теоретический курс длится две недели: абсолютно все знания, которые мы там получили, действительно работают. Благодаря им аварийный комиссар знает не только, как помочь пользователям, но и как обезопасить себя в ходе работы. А также аварийные комиссары проходят обучение по оказанию первой медицинской помощи в МЧС. 

Потом начинается практика - новички сопровождают опытных комиссаров в качестве «вторых пилотов». Мне кажется, это лучший способ «включиться» в работу. Тебе наглядно показывают, как теория реализуется на практике, что нужно делать и как себя вести. 

Затем нужно сдать экзамен и только потом ты получаешь допуск. Кстати, мой экзамен принимал мой непосредственный начальник. Это вдвойне ответственно. 

- То есть, если загорелась машина, вы сможете достать человека и оказать ему помощь? 

- Конечно, я буду делать все, что в моих силах, чтобы помочь ему. Более того, я обязан защитить и других пользователей дороги, - проинформировать их, выставить специальные знаки и ограждение. Это необходимо для того, чтобы предотвратить возникновение повторного инцидента, последствия от которого могут быть даже хуже. 

- Существует ли определенный план действий при возникновении непредвиденной ситуации? Бывали ли случаи, когда все шло не «по плану»? 

- У нас есть регламент. Согласно ему, в течение 10 минут мы должны вмешаться в ситуацию. В основном, мы приезжаем туда первыми и оцениваем ситуацию: какие могут быть последствия, есть ли пострадавшие, влияет ли ситуация на движение по автодороге. Затем мы оповещаем оператора из Центра управления дорожным движением, а он, на основе моих данных, уже принимает решение о том, какие экстренные службы необходимо вызвать. Мы – его «глаза» на дороге. 

Первым делом аварийный комиссар должен прикрыть место происшествия своим фургоном, оборудованным аварийно- световой сигнализацией. Если есть пострадавшие, мы должны оказать им помощь. 

Если неисправное транспортное средство необходимо перенести в другое место, - запрашиваем помощь службы восстановления и эвакуации, услуги которой также организует и бесплатно предоставляет ОССП. 

Иногда мы можем отклоняться от наших правил или корректировать их, чтобы изменить ситуацию к лучшему, но при условии того, что обеспечиваем собственную безопасность и безопасность пользователей. 

- Привлекаете коллег на помощь, если ситуация серьезная? 

- Да, случается. Иногда аварийный комиссар в одиночку физически не может справиться со всем происходящим. Например, машины раскидывает на несколько полос. Для ограждения такого происшествия требуется привлечение дополнительного фургона. Аварийные комиссары активируют аварийно-световую сигнализацию, ограждают места происшествия и организуют движение до прибытия ГИБДД таким образом, чтобы это событие не послужило помехой для других участников дорожного движения. В серьезных случаях в организации процесса участвует и наше руководство, помогая нам выбрать верную стратегию решения ситуации. 


«Без командного духа ничего бы не вышло» 

- Как долго вы работаете аварийным комиссаром? Что было самым трудным в адаптации?

- Я пришел в компанию чуть больше года назад. Самое сложное – привыкнуть к сменному графику. Но со временем привык, поэтому всё получается. 

- Что для вас означает быть частью Службы аварийных комиссаров? 

- Без командного духа у нас бы ничего не получилось. Понимаете, на смене мы работаем в паре (за каждым комиссаром закреплен участок). Второй комиссар может рассчитывать на меня, а я всегда доверяю ему. Это так работает. Мы друг друга поддерживаем, потому что знаем: если что-то произойдет, нам нужно отработать с полной отдачей. Приятно осознавать, что руководство компании это понимает – и в обиду никого не дает. 

- Бывали ли курьезные случаи в вашей практике? 

- Я не раз слышал, как аварийные комиссары рассказывали, что принимали роды прямо на дороге. Вообще-то, это был мой первый вопрос во время стажировки: что делать, если такое случится в мою смену (смеется). Пока миновало, но если что я и к такому готов! 

- Чтобы стать аварийным комиссаром, какими качествами необходимо обладать? 

- Нужно быть решительным, хладнокровным, уметь самостоятельно принимать решения. Последнее – особенно важно. Человек не должен бояться взять на себя ответственность. 

Он должен хорошо водить машину, а также следить за ее чистотой. Важна и физическая подготовка, потому что специальное оборудование, которое мы используем, довольно тяжелое. Наши знаки металлические, а конусы специально утяжелены, чтобы их не сдувало ветром на дороге. 

Кроме того, будущий аварийный комиссар должен быть контактным и стрессоустойчивым. 

- А была ли у вас какая-то профессиональная подготовка до ОССП? Помогла ли она в работе? 

- Физической подготовкой я занимался еще со школы, потом увлекся автомобильным спортом. Уже не представляю себя без транспортного средства – и это, безусловно, в работе пригодилось. Сейчас уже, правда, автомобильным спортом не занимаюсь, но «для души» ремонтирую мотоциклы. 

- Почему вы сказали, что аварийный комиссар должен быть стрессоустойчивым? Это связано со сложными происшествиями на дороге? 

- С этим тоже, но мы, в первую очередь контактируем с людьми. А они бывают разные, с разным отношением к нашей службе. Некоторые вообще не обращают на нас внимания: «Приехали? Ну, молодцы. Мне все равно». 

Скоростные дороги для российского человека пока, все-таки, новинка, и не все к ним еще привыкли. Из-за этого часто ведут себя как на обычных федеральных трассах – останавливаются, выходят. А тут ведь правила другие. Это опасно. Это тоже часть нашей работы – разъяснять такие нарушения. 

Но понимающих людей становится больше с каждым годом. Кто-то благодарит за помощь и поддержку, а некоторые даже спрашивают, куда можно отправить хороший отзыв. Они понимают, что ты приехал не просто так, а чтобы помочь. Благодаря таким людям хочется делать больше.